XV международная конференция «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: геополитические итоги 2024 года» прошла в Санкт-Петербургском государственном университете, в котором приняли участия свыше 50 ведущих политологов, экономистов, аналитиков из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.

Протоиерей Александр Пелин, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества СПб епархии, директор Центра этнорелигиозных исследований представил доклад «Религиозная дуга» нестабильности на евразийском пространстве». Отец Александр проследил развитие дуги региональной религиозной нестабильности на евразийском пространстве на примере постсоветских республиках.
«Так на Украине продолжается тотальное уничтожение Украинской православной церкви, и видимо, в тех реалиях, которые существуют, она вряд ли сохраниться. Закон 8371 «о запрете УПЦ» принят Верховной Радой Украины и планомерно исполняется. Отказавшись от поминовения своего Патриарха, митрополит Онуфрий и большинство священноначалия УПЦ встали на шаткий путь «лавирования», попытки усидеть на нескольких стульях одновременно. Конечно, наш Синод РПЦ всячески старается поддерживать status quo, (например, выпустив заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви (http://www.patriarchia.ru/db/text/6152918.html). Однако, это никак не влияет на позицию руководства Украины. Ситуацию усугубляет вмешательство Константинопольского Патриархата, который, действуя, как медведь в посудной лавке, утвердил в Украине абсолютно нелегитимную ПЦУ во главе с Думенко. Об этих неправомерных действиях Константинополя митрополит Бачский Ириней выразился так: «Считаю, что если бы Святейший Вселенский Патриарх выступил от имени Великой Церкви Христовой в Константинополе с заявлением о том, что лидеры украинского раскола и высшие представители украинской власти ввели его в заблуждение, а точнее, грубо обманули, утверждая, будто на Украине все или почти все, от канонического митрополита Онуфрия до граждан Денисенко (самозванного «Патриарха Киевского Филарета»), Думенко (самозванного «митрополита Епифания») и Малетича (самозванного «митрополита Макария»), ждут не дождутся «объединительного собора» в Киеве и создания «Православной Церкви Украины» («ПЦУ»), этого экклезиоморфного «кентавра» или «трагелафоса» (мифологического уродца, полукозла-полуоленя), а затем аннулировал бы эту скреплённую силой конструкцию, обеспечив восстановление церковного status quo ante и решение проблемы путём диалога не покаявшихся доселе украинских раскольников и их «покровителей» с Русской Православной Церковью, то есть с канонической Церковью в Украине, а также диалога на всеправославном уровне, то это не только предотвратило бы новый раскол – худший, чем тот, который уже существует между Римско-Католической и Православной Церквами, – но также вернуло бы Константинопольскому Патриархату его прежнюю репутацию и доверие, а самого Патриарха Варфоломея проводило бы на суд истории как великого и мудрого Патриарха. https://mospat.ru/ru/news/92752/.

Представляется, что в настоящее время руководство Константинопольской церкви несколько в растерянности по отношению к той религиозной ситуации на Украине, инициаторами которой оказались они. Также приход к власти в США новой администрации во главе с Президентом Трампом могут внести существенные коррективы в контуры религиозной риторики Константинополя.
Сложной продолжает оставаться положение дел в Литве, Латвии и Эстонии. Митрополит Рижский Александр (Кудряшов) не поминает патриарха Кирилла с 2022 года. 8 сентября 2022 года латвийский сейм принял весьма странный закон о том, что Латвийская Православная Церковь управляется исключительно из Риги и не может подчиняться никакому заграничному центру. Некоторые религиоведы аналитик называют такой вариант
«серой» автокефалией, но возможно это лучшее из многих зол!
Религиовед Анастасия Коскелло пишет: «Латыши отчитываются перед «западными партнёрами», что «порвали всякие связи с Москвой». Москва спокойно терпит всё это. Потому что, во-первых, понимает, что с точки зрения церковного права — всё это совершенно незаконно. А, во-вторых, тем самым Латвия защищена от вторжения других патриархатов,- в первую очередь, Константинополя. И в положенное время РПЦ сможет восстановить там свои позиции. Потому что автокефалию нельзя провозгласить и тем более учредить по решению парламента,- её можно только получить от Матери-Церкви. Мать-Церковь в данном случае — Русская, и её статус безальтернативен. А Константинопольский патриархат никогда не владел Латвией, в отличие от Украины (краткий период 1936-40 годов был обусловлен разгромом Русской Церкви в СССР, и это была временная, ситуативная, а не каноническая позиция). Да и латвийский закон, при всей его абсурдности, не позволяет Константинополю устанавливать свой контроль над латвийскими приходами: ведь Турция по отношению к Латвии — тоже «заграница».
В целом, ситуация напоминает абхазскую: Грузинская Церковь точно так же «сквозь пальцы» смотрит на самопровозглашённую «Абхазскую Православную Церковь» и на все политические заявления её руководства. Потому что в реальности, без санкции Тбилиси, эта организация — никогда не станет каноническим церковным институтом. Просто в Прибалтике, в отличие от Кавказа, иной менталитет — и всё то же самое делается молча и в тишине.
Так что Московская Патриархия, судя по всему верит, что вернёт Латвию. Точно так же, как Грузинская — верит, что вернёт Абхазию. Обрушение этой веры, безусловно, может произойти,- но только вместе с обрушением всей системы мирового институционального православия. И в случае полной деконструкции постсоветского пространства как такового (над чем, конечно, активно работают западные аналитические центры, но нельзя утверждать, что им удалось сделать процесс необратимым)».
Эстонская Православная Церковь по требованию государства меняет своë официальное название на «Эстонская Христианская Православная Церковь». В качестве нового наименования Церкви было выбрано Eesti Kristlik Õigeusu Kirik.
16 января 2025 года уточненный Устав и все необходимые документы были представлены в электронном виде в регистрационный отдел Тартуского уездного суда для внесения изменений в регистр, пишет официальный сайт ЭПЦ. (https://ru.orthodox.ee/news/v-tallinne-sostoyalas-tretya-sessiya-sobora-epcz-mp/ )
Вместе с тем, прихожане самой многочисленной конфессии в стране написали обращение в эстонский парламент, где просят законодателей «остановить рассмотрение законопроекта о внесении изменений в закон о церквях и приходах и привлечь для оценки необходимости изменений в законе заинтересованные лица и организации…Предлагаемые ограничения затрагивают каноническое право, выполнение требований может быть невыполнимым по причинам, независящим от нашей Церкви и её приходов. Принуждение к противоправному в каноническом отношении расторжению связей со своим Патриархатом и к переходу в другой Патриархат является вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных объединений.» (речь о принуждении ЭПЦ разорвать связь с Московским Патриархатом).
Эстонское государство делает попытки лавирования: с одной стороны позиция ЕС и США, с другой — собственные граждане, для которых ЭПЦ МП — самая большая религиозная община в стране.
Совсем неожиданно складывается ситуация с религиозными организациями в самой дружественной республике – Белоруссии. Некоторые религиоведы считают, что руководство страны пошло по модели Китая и пытается «национализировать религию». Все началось с того, что в 2020 году, по версии самого Александра Лукашенко, священнослужители стали активно вмешиваться в политику (в основном – католические, некоторые были даже высланы из страны, но также и часть либерально настроенного православного духовенства). Это подтолкнуло власти страны к принятию нового закона о религиозных организациях, где всячески усиливается контроль за деятельностью религиозных организаций в стране и пресекаются попытки религиозных организаций, центры которых находятся в других странах влиять на деятельность местных религиозных общин.
Новая редакция белорусского закона о свободе совести, который вступил в силу 6 июля 2024 года, содержит положения, которых нет в законодательствах других постсоветских стран. Например, о введении должности Уполномоченного по делам религий и национальностей, о соответствии содержания религиозной литературы — идеологии государства: так, религиозное образование, религиозная литература или любые другие материалы религиозного содержания не должны противоречить «общепризнанным традиционным ценностям белорусского народа и идеологии белорусского государства».
20 сентября 2024 года религиозное объединение «Белорусская Православная Церковь» прошло перерегистрацию. Уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак в торжественной обстановке передал регистрационные документы Патриаршему экзарху всея Беларуси митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину.
Далее отец Александр кратко коснулся ситуации вокруг темы «Кавказской Албании», «которая продолжает всячески продвигаться в Азербайджане на фоне «победы в Карабахе». Под видом возрождения древнего Албанского Католикосата делаются попытки переписать истории Карабаха, указать, что храмы никогда не были в ведении ААЦ.
Сложная ситуация остается в Абхазии, где действует непризнанная Абхазская православная церковь. Руководство церкви неоднократно обращалось к Москве с просьбой признать их независимость и посвятить им епископа, но Москва не стала вмешиваться – это ведь территория Грузинского Патриархата! На фоне слабости православия в республике возрождаются этнические культы – «абхазская традиционная народная религия». Близкая к этой и ситуация в Южной Осетии, где на фоне слабости канонического православия кроме язычества позиции захватывает и ислам».
Также в выступлении была охарактеризована государственно-религиозная ситуация в Армении, Грузии, Казахстане и некоторых среднеазиатских республиках. Доклад был выслушан с большим вниманием и вызвал живой интерес у присутствующих.
Также на пленарной сессии Конференции выступили профессор Игорь Кефели (РАНХиГС), который в рамках своего доклада рассмотрел только что вышедший доклад Давосского Форума об основных угрозах и вызовах, а также о геополитических стратегиях на ближайшее десятилетие. Директор института Хо Ши Мина СПбГУ профессор Владимир Колотов представил обновленную интерактивную карту Евразийской системы дуг нестабильности в 2024 г.