В Петербурге состоялся круглый стол, посвященный изучению русской цивилизации

16 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в Российском институте истории искусств (РИИИ) состоялся круглый стол на тему: «Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе».

Организаторами выступили Российский институт истории искусств совместно с Российским НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева под эгидой Министерства культуры.

Цель: в формате выступлений с докладами и дискуссии обсудить актуальные проблемы и перспективы существования Русской цивилизации,  выявить основные точки зрения в гуманитарном научном сообществе на природу и смыслы культурно-цивилизационных трансформаций Русской цивилизации, выделить ключевые идейно-смысловые моменты этого процесса, его этапы, силы и факторы, включая столетие революций 1917 года, выявить необходимость и существенные грани духовно-нравственного измерения, обозначить ценностные приоритеты и исключительную важность культурного наследия, исторической памяти и традиций в современных социокультурных практиках и формировании национального самосознания.

В начале мероприятия огласил приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и сделал доклад Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, Директор Центра, протоиерей Александр Пелин.

«Наша общая Родина — великая Россия — не может быть помещена в узкие рамки национального государства. Россия — государство-цивилизация с уникальным культурным, религиозным и национальным кодом. Россия была и будет семьей для многих народов и представителей традиционных религий. При этом очевидно, что ядром духовного кода является православие. В эпоху потрясений и перемен, сломов и разлада важным остается вопрос сохранения столь тонкой и чувственной материи, как духовная культура России, которая представляется нам не только весьма древней и укорененной в опыте и традиции многих поколений, но и по сей день живой и действенной. Хочу призвать к глубокому понимаю нашей роли в современных культурно-цивилизационных процессах, которые во многом определяют дальнейшую судьбу страны», — сказано в послании.

Владимир Владимирович Аристархов, первый заместитель Министра культуры  РФ в своем приветствии отметил, что еще два года назад проведение подобной конференции в Петербурге было невозможно. И обратил внимание участников на Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, где прописан приоритет духовных ценностей над материальными. Стратегия подписана Президентом РФ В.В. Путиным.

С докладами на круглом столе выступили:  Казин Александр Леонидович, доктор философских наук, профессор, и. о. директора Российского института истории искусств, Заслуженный работник культуры РФ ; Скотникова Галина Викторовна, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник РИИИ, профессор Санкт-Петербургского института культуры; Сокурова Ольга Борисовна, доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского университета; Цветаева Марина Николаевна, доктор культурологии, доцент Института философии Санкт-Петербургского университета;  Ужанков Александр Николаевич, доктор филолософских наук, кандидат культурологии, зам. директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева; Василик Владимир Владимирович, доктор исторических наук, доц. Института истории Санкт-Петербургского университета, дьякон Русской Православной Церкви; Беспалова Татьяна Викторовна, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отдела наследования культуры Института Наследия; Ивашенцов Дмитрий Александрович, доктор технических наук, профессор, президент НП «Русская культура», заслуженный деятель науки РФ;  Сенюшкина Татьяна Александровна, доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политических наук и международных отношений Крымского Федерального университета имени В.И.Вернадского;  Кокшенева Капитолина Антоновна, доктор филологических наук, руководитель Центра наследования русской культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и др.

Участники дискуссии — ученые из Петербурга, Москвы, Крыма — были едины: православие является ядром русского культурного кода. С этой точки зрения докладчики рассматривали и события 1917 года — как попытку сломать историческую традицию России. И сегодня, по их мнению, тоже происходит атака на православие. Директор РИИИ Александр Казин назвал православную веру и русский язык ядром русской цивилизации: «Это то идеальное, на котором держится Россия, а вокруг этого ядра расположены концентрические оболочки, первой из которых является собственно культура, далее идет сфера государственности, далее технологии и экономика. Взаимоотношения ядра и оболочек цивилизации — тот самый сквозной нерв русской культуры, борьба за который составляет ее смысл«. По его мнению, события февраля 1917 года и августа 1991-го стоят в одном ряду. Одна революция — буржуазная, вторая — необуржуазная. Это две попытки разрушить русское ядро. Февральская продолжалась девять месяцев и была преодолена октябрем 1917-го, когда под другими лозунгами был возрожден русский архетип. Как считает А. Казин, если бы не Октябрьская революция, ни о какой сверхдержаве СССР не могло бы быть и речи. Второй попытки сломать русское ядро, начатой в 1991 году, хватило на девять лет. И она тоже была отвергнута.

Участники дискуссии отмечали, что многие нынешние беды — результат духовного и национального нигилизма, культивировавшегося в 90-е годы ХХ века. Как и сто лет назад, сегодня православие проходит испытание на стойкость.

«Святая Русь продолжала существовать даже в самые безбожные времена советской власти. Просто она уходила в глубину, как град Китеж. И там продолжала жить — в тишине, собранности и преданности Христу. Святая Русь была, есть и будет,» — сказала доктор культурологии Ольга Сокурова, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета.

По мнению доктора культурологии Галины Скотниковой, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры, в современной России царствует пошлость, то есть абсолютная бездуховность, полное погружение в земное, материальное. Более того, духовно-национальная беспочвенность начинает восприниматься как норма, и некоторые молодые люди готовы без особых сожалений расстаться с родиной, исходя исключительно из соображений комфорта. Они задаются вопросом, который звучит по крайней мере дико: «Какую страну избрать для проживания?».

Тревогой о состоянии культуры было пронизано и выступление заместителя председателя общественного совета при Министерстве культуры народного артиста Николая Бурляева. По его мнению, сегодня на сцене можно нередко увидеть «бесстыдное извращение русской классики», а в музеях рядом с картинами великих мастеров «вывешивают бездарные треугольники и параллелепипеды». Причина в том, что культура ориентирована на коммерцию, рынок, потребление. Но у культуры, призванной просвещать, и у рынка, нацеленного на зарабатывание денег, совершенно разные задачи… Закончил свой доклад Бурляев призывом: «Да здравствует великая российская духовно-нравственная революция!».

Следуя заявленным целям мероприятия, участники в своих докладах и в процессе дискуссии обсудили актуальные проблемы и перспективы существования Русской цивилизации, постарались выявить основные точки зрения в гуманитарном научном сообществе на природу и смыслы культурно-цивилизационных трансформаций Русской цивилизации, выделить ключевые идейно-смысловые моменты этого процесса, его этапы, силы и факторы, включая столетие революций 1917 года, выявить необходимость и существенные грани духовно-нравственного измерения, обозначить ценностные приоритеты и исключительную важность культурного наследия, исторической памяти и традиций в современных социокультурных практиках и формировании национального самосознания.

Запись опубликована в рубрике прот. Александр Пелин, Эксперты "ЦЭРИ" с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.