В рамках деятельности АНО Центр этнорелигиозных исследований и кафедры Теологии и истории религий Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена 15 января 2021 в Санкт-Петербурге прошел семинар-совещание «Влияние пандемии коронавирусной инфекции на динамику религиозной ситуации в регионах».
Семинар был проведен при поддержке Комиссии по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни и Комиссии по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, Научно-образовательной теологической ассоциации.
В семинаре приняли участие, священнослужители, специалисты в области научного изучения религии, социологи, политологи, общественные деятели, представители местных властей и самоуправления, всего свыше 100 участников.
В ходе семинара обсуждались следующие вопросы: Влияние эпидемии и противоэпидемиологических мероприятий на религиозную ситуацию в регионах. Конспирологические дискурсы эпидемии.
Эпидемии и противоэпидемиологические мероприятия как фактор радикализации религиозных отношений. Эпидемии и эпидемиологическая герменевтика. Реакция на пандемии и противоэпидемиологические мероприятия в мирянских движениях в русском православии. Реакция Церкви на эпидемии: страницы истории России.
С приветственными словами к участникам семинара обратились заведующий кафедрой истории религий и теологии, профессор Прилуцкий А.М., директор института истории и социальных наук, профессор Соколов Р.А., Председатель научного Совета НОТА, профессор Шмонин Д.В., директор АНО Центр этнорелигиозных исследований, председатель ОВЦО Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин.
Основные темы выступлений:
Для данной пандемии характерно проявление основных проявлений конспирологического мифа.
В период пандемии произошло усиление радикальных настроений в среде религиозно настроенных граждан.
При этом усиление радикальной активности произошло как в рядах традиционных, так и нетрадиционных религиозных организаций.
Отмечено, что панические настроения первых месяцев пандемии постепенно уменьшаются, в высказываниях руководителей религиозных организаций России постепенно начинают брать верх умеренные идеи.
Охарактеризована реакция религиозных организаций на пандемию в Закарпатье.
Было рассказано о социологическом исследовании отношения к пандемии среди священников РПЦ МП.
Рассказано об особенностях распространения противокоронавирусных амулетов в среде неоязычников северо−западного региона России.
Рассказано об отношении РПЦ МП к пандемии и об основных религиозных общественных организациях, пытающихся активно противодействовать действиям официальных церковных и светских властей в период пандемии.
Разобраны аспекты религиоведческого и религиозного (в частности, исламского) образования, осуществляемого в удалённой форме.
Об опыте Турецкой республики в борьбе с коронавирусом и особенности функционирования религиозных организаций в период пандемии.
Рассказано о реакции представителей основных религиозных организаций Москвы и Хакасии на введенные в период пандемии ограничения.
В завершении, были подведены итоги семинара, подчёркнута важность правильного и корректного информирования граждан о ситуации с ограничительными мерами в связи с эпидемией коронавируса в отношении религиозных организаций. Многие выступающие особо подчеркивали, что вопрос дистанционного режима образования (в том числе религиозного) очень волнует преподавателей, как светских, так и религиозных вузов России, а так же то, что обсуждение данной темы очень значимо и должно быть продолжено.
Подробнее о семинаре:
После слов приветствия к участникам обратился заведующий кафедрой истории религий и теологии РГПУ им. А.И.Герцена профессор Александр Прилуцкий «Противоэпидемические мероприятия как триггер конспирологического мифа». В своем выступлении автор, в частности отметил, что в ходе эпидемий еще в XIX- начале XX вв. часто проявлялись:
- демонизация врача, как вредного и потенциально опасного преступника;
- представление о болезни как результате преступной деятельности врачей-отравителей;
- страх перед медицинскими технологиями и лечением в больнице;
- предположение о наличии у врачей неких тайных интересов «морить пациентов».
Сейчас мы наблюдаем факт появления ряда новых мифологем, связанных с эпидемиями. Их три типа, а именно мифологемы медицинского мифа, мифологемы «чипирования» и теологема «печати антихриста», представленная набором вариантов, таких как «метка зверя»; «эсхатологическая печать», «предпечать» и классическая форма «начертание зверя». Указанные типы мифологем активно использовались, транслировались и репродуцировались самыми разными силами, как внутри церковных организаций, так и квазирелигиозными сообществами в ходе текущей пандемии.Можно сказать, что современные проявления мифологем вполне укладываются в традиционную модель их проявления в ходе текущей пандемии. - Игумен Виталий (Уткин), ученый секретарь Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии (г.Иваново) выступил с сообщением «Антипрививочное движение в русском религиозном радикализме XIX века и концепт духовного антихриста». Отец Виталий, в частности, рассказал о теологическом аспекте осмыслении пандемии. Само её наличие даёт возможность усиления радикалистических направлений богословской мысли. Среди них, превалирует мысль о том, что пандемия – это проявление того, что Антихрист уже воцаряется. Антихрист, как и ранее, во время эпидемий прошлых веков, так и теперь воспринимается, как некий симулякр, как символ духовной пустоты и проявления апостасии. Возникают лишь разногласия в том, на какой территории воцарился антихрист: весь ли мир лежит под властью Антихриста или же только его какие−либо части. В ходе выступления проводились аналогии с эпидемическими вспышками в России в 19−м веке, были обозначены параллели и различия. В 19−м веке русское православное духовенство, как правило, воспринималось общественным сознанием как некий цивилизатор, а сейчас отношение в российском обществе к священнослужителям совсем другое.
- Руководитель Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви, общества и СМИ профессор Роман Силантьев (Москва) сделал сообщение на тему «Пандемические мифы некрокоммунистов и уркабожников». Профессор указал, что в период пандемии особо активизировались многие сектантские движения, связанных с мифологемами возрождения советской государственности («движение «СССР 2,0»), неприятие современной российской государственности, официальной церкви, призыв уйти в подполье, создание параллельной реальности и т.д. Общее количество подобных организаций — около 60, в численном выражении и в них входят не менее 10 тысяч наших сограждан. С этими движениями был связан ряд волнений, попыток совершения насильственных действий по отношению к представителям официальных органов государственной власти России, что привело к признанию, например, сект «Огнебога» и «Живых нелюдей» экстремистскими организациями и запрету их деятельности на территории России. Мифология представленных организаций оказала влияние и на другие радикальные течения, например движение Н. Романова (Уркабожники). Мы и у них видим истерию по чипам, в том числе о «жидких чипах», которые передаются через воду или вакцинацию. Многие из таких идей имеют нероссийское происхождение, вполне распространены и за границей, например в Бразилии. В среде представителей этих течений, особо распространяются мифы о Путине, как антихристе, о его двойниках и тройниках, о том, что он сидит в бункере и т.д.
- Доцент Российского государственного университета дружбы народов Дарья Казаринова выступила на тему «Тематика пандемии коронавируса в дискурсе лидеров религиозных организаций России». Она отметила, что панические настроения первых месяцев пандемии постепенно уменьшаются. Многие верующие восприняли коронавирус как знамение последнего времени, но, тем не менее, призвали не поддаваться панике. Так же имеет место восприятие коронавируса, как некоего урока, преподнесенного Богом человечеству. Докладчик отметила, что отношение к ограничительным мерам в связи с эпидемией было, в основном, адекватным. К вакцинации от ковида у представителей традиционных религиозных организаций также, в большинстве случаев, положительное отношение, что подтверждается ссылками на официальные обращения руководителей традиционных религиозных организаций к своим последователям. Хотя и среди них встречается негативное отношение к проблемам вакцинации, что подтверждает, что полного единства по этому вопросу нет.
- Доктор богословия, профессор Карпатского университета из Ужгорода (Украина) Евгений Никольский высказался на тему «Специфика религиозной ситуации на Закарпатье в период пандемии». Он рассказал об общей ситуации, как на Украине, так и в Закарпатье в период пандемии. Так называемая, Православная Церковь Украины (ПЦУ), созданная в 2018 году сразу приняла довольно строгие меры, в её церквях были введены самые строгие ограничения. Греко−католики и римо−католики также в числе первых закрыли свои храмы и ввели удалённое посещение церквей (через Интернет трансляции). В результате эпидемии умер епископ греко−католической Церкви Милан Шашик и на его похоронах также заразились люди. Докладчик указал, что большинство православных приходов в Закарпатье сохранили верность РПЦ МП в религиозном плане, только 7 общин перешли в новую ПЦУ. Храмы Украинской православной церкви отреагировали на угрозу не так оперативно, только на Пасху в них были введены ограничения и людей в храмы пускать перестали, в том числе из-за того, что власти ввели комендантский час. Как только комендантский час был отменён, люди вновь наполнили церкви. В настоящее время ситуация идёт по тому же сценарию: сейчас опять локдаун, но как только он кончится, всё вновь вернётся на круги своя: люди вернутся в храмы. Это связано, как убежден оратор, с высокой религиозностью закарпатцев.
- Научные сотрудники лаборатории религиоведческих исследований РГПУ им. А. И. Герцена из Санкт-Петербурга Самуил Шурухт и Александра Блинкова представили исследование «Отношение духовенства к противоэпидемическим мероприятиям». Доклад был сделан на основе социологического исследования. В исследовании респонденты (в основном — священнослужители РПЦ) были разделены на три группы по их отношению к пандемии: противники противоэпидемиологических настроений; те, кто своей позиции чётко не высказывает; те, кто полностью поддерживает позицию государства.
- Первая из рассматриваемых групп, воспринимала любые ограничения, как гонения. У них же выявлены свои представления о том, как бороться с коронавирусом (если его существование признаётся), например, с помощью колокольного звона или даже употребления алкоголя (отмечено значительный рост продажи кагора в пандемический период). Так же были попытки призывать к подаче судебных исков на государство.
- Сторонники второй группы священнослужителей критиковали действия властей за возможные нарушения прав и свобод верующих в связи с ограничительными «незаконными» мерами, в то же время призывали сохранять верность священноначалию и призывали слушаться указаний святейшего Патриарха и Священного Синода. Представляется, заключил выступающий, что у такой точки зрения, также немало последователей.
У сторонников третьей точки зрения с первыми ведётся активная дискуссия, причём с активной аргументацией. В этом диалоге выявляются весьма интересные и оригинальные позиции. Так, митрополит Тихон Шевкунов предложил, в доказательство наличия чипирования, принести этот извлечённый чип. Очень интересна была так же дискуссия об использовании одноразовой посуды для причастия. Большинство дискуссантов склонялись к тому, чтобы предупреждать верующих об опасности пандемии, безусловно стоит, но закрывать храмы и не допускать возможности вести службы — абсолютно не верная позиция.
- Доцент РГПУ им. А.И. Герцена Алексей Гайдуков предложил сообщение на тему: «Обереги против коронавируса как продукт сознания постмодерна». Проблема оберегов сейчас является весьма актуальна, особенно в рамках исследований по проблемам формирования неоязыческих религиозных воззрений в современной России. Это связано с тем, что на начальных стадиях пандемии, в период бифуркации, многие люди пытались найти хоть какую-либо защиту от заразы, особенно если им, по каким−то причинам, не помогли меры официального здравоохранения или помощь религиозных организаций. Чаще всего, продажа «священных оберегов от коронавируса» — это просто попытка заработать, облапошить искателей защиты (иногда один такой амулет продавался по цене в 100 000 рублей). В этой ситуации мы имеем место с весьма странным феноменом: с одной стороны, это, как бы, защита, а с другой – юмористическая компенсация, сглаживание страхов перед коронавирусом.
- Кандидат богословия, протоиерей Александр Пелин, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» (Санкт-Петербург), подчеркнул, что в начале пандемии, как среди органов государственной исполнительной власти России, так и среди большинства религиозных организациях велико было непонимание ситуации. Он отметил, что в начальный период пандемии (весна — начало лета 2020 года) в целом ряде регионов были допущены нарушения российского законодательства, что в июле 2020 года подтвердил Совет по правам человека при Президенте РФ. Постепенно сформировалось понимание, что диалог различных институтов общества, государства и церкви необходимо восстанавливать в конструктивном русле. Стало очевидным, что попытка раскачать часть общества под религиозными лозунгами не оправдывается, даже на фоне желания пассионарной части верующих активнее участвовать в политических процессах (появления общественного движение «Царьград»).
- В выступлениях доцента Воронежского государственного педагогического университета Светланы Веретенниковой «Духовно- нравственное воспитание в «дистанте»: опыт, проблемы и пути их решения» и представителя Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексея Петрова «Электронно-образовательная система религиозного образования в условиях пандемии» высказывалась озабоченность формой дистантного обучения, которая, по мнению докладчиков, не позволяет в полной мере вести полноценный образовательный процесс, как в светских, так и в конфессиональных вузах.
- Директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений Санкт-Петербургского государственного университета Аполлинария Сергеевна Аврутина провела анализ деятельности религиозных организаций Турецкой Республики в период пандемии COVID-19. Ею были отмечены высокий уровень дисциплины граждан Турции во время коронавируса: большинство мечетей Турецкой Республики оказались закрыты, в том числе самые крупные и исторические. Позднее были разрешены только большие пятничные молитвы, в остальное время посещение мечетей возможно только индивидуально. Подобные ограничения действуют в большинстве религиозных организациях Турции по сей день.
- Доцент Московского государственного педагогического университета Ольга Фидченко сделал интересное сообщение по сопоставлению мнения православных верующих Москвы и Хакасии о причинах и следствиях пандемии COVID-19. В сообщении было отмечено, что многие прихожане церквей оказались наиболее подвержены паническим настроениям в период начала пандемии. В Москве от последствий коронавируса умер настоятель Елоховского Богоявленского собора протоиерей Александр Агейкин. Это оказало угнетающее, но в то же время и отрезвляющее действие на прихожан храма, заставило относиться к ситуации серьёзно. Есть дискуссии о религиозных причинах пандемии, о вакцине. В Хакасии проживает много старообрядцев, в частности беспоповцев. Они соблюдают ограничительный режим, введенный властями, понимают опасность пандемии, хотя её масштаб там и небольшой.
- В ходе завершающей дискуссии проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Св. Мефодия и Кирилла профессор Дмитрий Шмонин подчеркнул, что система образования в период пандемии действительно пострадала и сейчас важно принять необходимые меры для того, чтобы быть готовым максимально оперативно и качественно вернуть очный режим и воспитательную компоненту в вузовское образование, как только ограничительные меры будут сняты.
- Организаторы и участники конференции высказали твердое намерение и далее проводить научную работу по исследованию влияния последствий пандемии на религиозную ситуацию в России.