По благословению высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, при поддержке Санкт-Петербургского отделения ВРНС, Армянской Апостольской Церкви в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе России, Грузинской Православной Церкви, Фонда Гранта Агасьяна провели научно-общественную сессию «Общество за мир в Нагорном Карабахе: год спустя».
Открывая заседание, руководитель секретариата Санкт-Петербургского отделения ВРНС, председатель ОВЦО протоиерей Александр Пелин сказал:
«Уже год прошел со дня установления перемирия в Нагорном Карабахе и ввода российских миротворцев в зону конфликта. Невзирая на договоренности, нерешенными остаются многие гуманитарные вопросы. Один из самых трудных вопросов, отзывающийся болью и скорбью – это взаимное недоверие и разрушение религиозных святынь народов, там проживающих. Более всего на территории Нагорного Карабаха за последний год пострадали христианские памятники. Напомню, что на территорию исторических областей Сюник и Арцах (ныне территории Нагорного Карабаха) христианство проникло в IV в. К этому же периоду относится появление здесь первых христианских культовых сооружений и развитие традиций монашества. Христианские монастырские комплексы состояли не только из наземных, но и подземных архитектурных сооружений. В числе наиболее известных памятников: монастырь Дадиванк (с собором XIII в), базилика Цицернаванк (IV–VI вв.), монастырь Гтчаванк (XIII в.), церковь Охты Дрни (VI в.), Гандзасар (XII в.), а также десятки христианских святынь, включая уникальные пещерные комплексы у с. Тандзут, Гочанц, Кронк, на г. Ванкасар вблизи раскопок г. Тигранакерта.
Христианские монастыри и храмы Нагорного Карабаха имеют важнейшее значение не только для армянского народа, но для других народов, ибо они являются частью мировой христианской культуры. Если мы думаем, что памятники христианской культуры подвергаются целенаправленному варварству и разграблению только в последний период, то это не так. У советский период, которые многие склонны идеализировать, многие из памятников подверглись физическому разрушению. Ряд объектов был насильственно объявлен памятниками «кавказской Албании» без должных на то оснований и «албанизирован». Данное изменение религиозной идентичности сопровождалось уничтожением архитектурных элементов, христианской символики и армянских надписей. Часть памятников была безвозвратно утеряна. Храмы пещерных комплексов были осквернены,, использовались как загоны для скота.
В сложившихся политических условиях, вопросы охраны христианских храмов вновь становятся актуальными. Необходима организация регулярного комплексного мониторинга памятников с привлечением соответствующих специалистов. Ко многим из памятников в настоящее время отсутствует доступ, уже открыто анонсируется и в ближайшие годы будет реализована «албанизация» наиболее известных христианских монастырей. Наименее известные из них может ожидать физическое уничтожение. В отличие от наземных памятников, уничтожение подземных объектов может происходить незаметно. Поэтому они также требуют пристального внимания со стороны международной общественности».
С приветствием к участникам сессии обратилась сопредседатель Санкт-Петербургского регионального отделения ВРНС Елена Кириленко.
Председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы, заместитель директора по научной работе ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая профессор Сергей Мельников отметил, что еще в ноябре 2020 года гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле предложила направить международную культурно-гуманитарную миссию в Нагорный Карабах. Миссия не смогла посетить регион, ибо данная инициатива была проигнорирована. Неоднократно проблема сохранения духовного и культурного наследия поднималась на авторитетных международных площадках, в том числе в Совете Европы, и в резолюции, которая предлагалась к рассмотрению приводятся многочисленные имевшие место факты разрушения и осквернения христианских святынь
в данном регионе. Безусловно, нужен международный мониторинг, который позволит более действенно контролировать реализацию международных гуманитарных обязательств.
Духовный пастырь армян в Санкт-Петербурге и Северо-западном регионе иеромонах Погос (Варданян) выразил серьезную обеспокоенность проектом албанизации памятников, которые после этого могут быть подвергнуты полному уничтожению. Памятники Арцаха — уникальны, так как построены в ранне христианский период. Здесь на небольшой территории сконцентрировано большое количество армянских памятников духовного зодчества, (по разным оценкам до 2000). Это и крепости, и храмы и монастыри, и часовни и хачкары. Хачкары – визитная карточка армянской культуры.
Директор института Хо Ши Мина СпбГУ профессор Владимир Колотов подробно остановился на технологиях изменения религиозной идентичности. Эта технология управления локальными этнополитическими конфликтами. В начале по отношению к геополитическому сопернику применяется информационно-психологическое воздействие, создаются условия для провоцирования конфликтов общественных и религиозных сообществ с властями. Затем происходит ликвидация местных духовных лидеров, замена их на марионеточных, новых и постепенное дробление и распад традиционных религиозных объединений. Далее под предлогом защиты единоверцев возможна полноценная агрессия и установление марионеточного режима. В современных условиях основное препятствие для применения данной технологии – традиционные религии, с которыми борются всеми возможными способами. Яркий пример дан нам на Украине. Именно с духовно-смысловых подмен начали устроители Майдана, когда еще до событий на Крещатике в апреле 2014 года открывали униатская церковь во Львове. Так, на храмовых фресках Страшного Суда «небесная сотня», ведомая Апостолом в рай, изображается с нимбами. В ад же ведутся противники Украины – представители политической, церковной элиты, российский солдат, и русский мужик в шапке ушанке и валенках. Безусловно, необходимо знать об подобных манипуляциях, чтобы им умело противодействовать.
Священник ААЦ, соискатель СпбДА Гевонд Темкин подробно остановился на очерке албанской (алванской) церкви. Первое упоминание государства Алванк — 65-66 гг. до РХ. Затем это царство прекратило свое существование. Армянская область Арцах в основном заселена была армянами, (или арменизироваными албанами). Святой Григорис, внук Григория Просветителя активно просвещал данную область. Священник пояснил, что христианство было распространено в Арцахе в основном под воздействием армянской церкви. Албанская церковь какое-то время входила в составе автономии в Армянскую Апостольскую Церковь. И, поскольку, албанские племена не консолидировались в один этнос, поэтому албанская церковь превращается со временем в один из престолов Армянской церкви.
Представитель Первопрестольного Святого Эчмиадзина (Армения) Ануш Хуршудян проинформировала о разрушении христианских памятников, которые были уничтожены не только во время боевых действий, но и после. Уничтожение наследия армянского народа на территории Арцаха – огромная боль и страдание. Надгробные и храмовые надписи интерпретируются в сложившихся условиях, как албанские с целью дальнейшего возможного их разграбления. Уже осенью 2020 года по благословлению Патриарха и Каталикоса всех армян Гарегина II при Святом Престоле Эчмиадзина создан отдел по вопросам духовно-культурного наследия Арцаха. Мы постоянно мониторим ситуацию и направляет отчеты о состоянии памятников на территории Арцаха верховному комиссару ЮНЕСКО и другим международным чиновникам, отвечающим за вопросы соблюдения законодательства о сохранении духовного и культурного наследия.
Отделом издана книга буклет, к сожалению, почти неизвестная в России «Армянское культурно-религиозное наследия Арцаха».
Профессор Сретенской Духовной Академии протодиакон Владимир Василик особо подчеркнул, что проблемы, с которыми столкнулось Арцах, не новы. Похожие
методы по культурному геноциду применялись в Косово, и в Сирии, и везде, как правило, разграбляется и уничтожается христианское духовное наследие. Американский миротворческий контингент обещал сохранность памятников и безопасность жителей в Косово. Это оказалось ложью. Более 120 церквей было уничтожено. Храмы уничтожались везде по одним и тем же рецептам – осквернение, разграбление, снос.
Протоиеренй Константин Георгадзе, доктор медицинских наук, настоятель храма Шостаковской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге (Грузинская Православная Церковь) указал, что разрушение церквей – распространенное явление даже в тех регионах, где не выдутся боевые действия и где государствами подписаны соответствующие конвенции о защите памятников истории и культуры. Так, в современной Турции все грузинские храмы разрушены. Грузинские храмы разрушаются повсюду, в том числе те, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.
Профессор Государственного университета Ильи (Тбилиси, Грузия) Нодар Бахвадзе подробнее остановился на судьбе Лавры Давид – Гареджа, известного церковной и светской науки с VI века. Начиная с советского периода монастырь, является разделенным, ибо граница проходит прямо по нему. В настоящее время в научный оборот некоторыми учеными Закавказья делается попытка внести мифы о том, что и Лавра, и некоторые другие монастыри создавались албанскими христианами. Однако, когда они создавались, албанской государственности не было. Якобы в пещерах проживали албанские монахи, а потом позже грузины в 13-14 веке высекли пещеры и основали монастыри. Если это даже так (так как нельзя доказать какие монастыри были в 4-5 веке, потом эти монастыри были многонациональны), то почему добрососедская страна не допускает верующих людей до этих памятников? Очевидно, что в монастырях насельниками были все представители всех народов Закавказья — и азербайджанцы, и грузины, и армяне являются наследниками рассматриваемых памятников. В настоящее время на азербайджанской половине монастыря ведутся раскопки, причем научное сообщество не ознакомлено с ее результатами. Что наводит на мысль, что данная имитация научной археологии делается с одной целью — доказать, что раньше там была албанская церковь (до Давида Гареджи), где позже поселились ассирийские отцы. При такой идеологизации раскопок, есть вполне обоснованные опасения, что азербайджанские ученые правильно интерпретируют их результаты.
Профессор Академии Штиглица, заслуженный архитектор России Максим Атаянц рассказал о судьбе карабахского села Караглух, расположенного недалеко от иранской границы. Село полностью погибло во время операции «Кольцо» весной 1991 года. Здесь шли тяжелые бои, были разрушены кладбища с уничтожением надгробных памятников и надписей на них.
Петербургские предприниматели и строители заложили новый храм, восстановили старый. После этого поступка местные власти поверили, что дело серьезно и разрешили заниматься возрождением села. Затем восстановили памятник погибшим во время ВОВ, несколько домов традиционного вида. Теперь же все опять печально. После начала боевых действий 2020 года люди покинули село и судьба его памятников неизвестна. Важно найти способы узаконить памятники построенные и в постсоветское время, ибо они находятся в огромной опасности. Эти памятники абсолютно беззащитны. Нет легитимных способов, которые помогли бы их спасти от уничтожения.
Член Русского географического общества (Санкт-Петербург) Николай Днепровский задал важный вопрос: почему России больше всего надо на Кавказе? Выступающий сам же и ответил на этот вопрос: потому что эти территории долго входили в состав Российской Империи, а затем и СССР, как государственного образования. Уже в начале XIX века появляется труд Андрея Муравьева о Грузии и Армении. Нижегородский фотограф Дмитриев – первый занялся фотофиксацией жизни и быта народов Закавказью. Сегодня, проблема Кавказской Албании и вновь воссоздаваемой албанской церкви выходит на передний план для всего Закавказья. Можно назвать эти памятники албанскими (но не трогать). Трагедия, если начинают их приводить якобы в их первоначальное состояние, срубать армянские или грузинские надписи. Нужно смотреть
дальше, политические взгляды могут поменяться, а культурное наследие можно уже не вернуть. Нам вместе необходимо подумать о сохранении культурного наследия российской империи, как об этом озабочивались наши благочестивые предки.
Профессор Национального университета архитектуры и строительства (Ереван) Самвел Шагинян указал на геополитическую картину вокруг Арцаха: турецкие власти продолжают политику пантюркизма, Азербайджан – политику уничтожения армян (людей и памятников). Даже Иран заявил свои права на Кавказе. В мире не так много народов, у которых сохранилась духовная и этническая культура. Одни из них армяне. Они всегда будут защищать свои ценности. Россия и Армения имеет общее христианское наследие, общее христианское единство, много общих взглядов, братские народы. Нужно сохранять и приумножать данное общение. Также важно помнить, что если вы помогаете нам (армянам), то еще помогаете себе.
Заместитель руководителя национально-культурной автономии армян в Санкт-Петербурге Ваган Бабаханов выразил озабоченность тем, что многие принятые резолюции по сохранения духовного и культурного наследия в зоне конфликтов на практике не работают. Миссия России – защита малых христианских народов. Голос общественных организаций России в данном деле также весьма значим!
Ученый-археолог из Воронежа Алексей Гунько остановился на пещерных и подземных памятниках Арцаха. Еще в советский период данные памятники разрушали, перестраивали, взрывали, пытались лишить памятники христианской составляющей. Даже в специализированной литературе в советское время часть этих памятников назывались языческими, хотя очевидна их христианская смысловая составляющая. Ученый выразил сомнение, что, что-то измениться в ближайшее время в положительную сторону. Будет продолжаться сознательное уничтожение памятников и переделка их в албанские.
Срочно необходимо создание межведомственной комиссии с привлечением госструктур и участников из других стран с целью организации независимого мониторинга состояния и сохранности памятников истории и культуры Арцаха.
По результатам проведения конференции будет принята резолюция, в которой отмечено, что решение указанных проблем невозможно военным способом и насилием. Усилия общественной дипломатии, священнослужителей, научного и бизнес сообщества, позволит быть услышанным сторонами конфликта, обратит внимание на сбережение и сохранение святынь, снизит градус эскалации и насилия. В ходе сессии прозвучало обращение к мировой научной общественности о необходимости принятия срочных и целенаправленных мер по предупреждению разрушения памятников истории и духовной культуры в Арцахе. Принято решение о необходимости издания каталога христианских святынь Нагорного Карабаха на русском языке и презентация этого издания перед широкой российской общественностью, озвучено предложение о создании международной комиссии по сохранению христианских памятников Нагорного Карабаха.